Проектная деятельность

Современное строительство в больших городах – это, как правило, строительство в условиях уже существующей застройки. Его целями, наряду с созданием дополнительных жилых, торговых, офисных площадей, является совершенствование инженерной инфраструктуры городов, улучшение их экологической обстановки, повышение комфортности передвижения по городу и др.

Решение этих задач идет главным образом путем повышения этажности застройки как новой, так и существующей, а также увеличения объемов и масштабов подземного строительства.

В свете названных трудностей современного городского строительства большим преимуществом НИИОСП оказалось то, что сегодня Институт является комплексной научно-производственной организацией, в которой бок о бок с проектировщиками трудятся ученые, конструкторы, изыскатели. Их совместные усилия способны обеспечить высокий уровень надежности и эффективности проектов «нулевых циклов» и безопасности их реализации для зданий и сооружений существующей застройки.

При участии специалистов Института созданы геотехнические части проектов многих объектов, построенных в Москве и в других городах.

Существенный вклад в расчеты и проектирование конструкций «нулевого цикла» внесли специалисты НИИОСП при строительстве Центрального ядра ММДЦ «Москва-Сити», при воссоздании исторических зданий ЦВЗ «Манеж» и гостиницы «Москва», при строительстве Турецкого торгового центра в Замоскворечье, высотных жилых зданий «Вертикаль», «Эдельвейс» и ряда других современных московских «высоток».

Большой вклад специалисты НИИОСП внесли в создание опор подземного моста над станцией метро «Ленинский проспект», по которому теперь проходит трасса Третьего транспортного кольца Москвы, а также в обеспечение сохранности застройки вдоль Лефортовского участка этой скоростной магистрали.

В ряде случаев, как например, при восстановлении Храма Христа Спасителя, решение всего комплекса вопросов, связанных с подготовкой оснований и устройством фундаментов, осуществлялось специалистами НИИОСП.

Среди объектов последних нескольких лет - группа зданий на площадке строительства ММДЦ «Москва-Сити» высотой от 16 до 72 этажей с 5…7 - ярусными подземными помещениями, а также жилой комплекс с общественно-культурным блоком и гаражом на просп. Вернадского. Для них Институтом разработаны проекты ограждающих котлован конструкций, свайного основания, фундаментной плиты, свайных фундаментов с ростверками.

В эти же годы были выполнены проекты опор антенных башен МТС (мобильных телесистем) для нескольких регионов Российской Федерации, а также проекты усиления фундаментов ЦВЗ «Манеж» и ограждения подземного пространства, созданного на этом объекте в ходе восстановительных работ.

Наряду с собственно проектными работами, Институт выполняет большой объем работ, связанных с экспертизой проектов оснований и фундаментов зданий и сооружений, а также с геотехнической экспертизой проектов сложных объектов.

При проектировании, а также при разработке экспертных заключений расчеты выполняются по самым современным программам, реализующим широкий спектр алгоритмов. Большой круг задач решается в пространственной постановке, в том числе с использованием моделей поведения грунтовых сред, разработанных в НИИОСП.

Ниже приводятся примеры проектных разработок некоторых объектов:

1. Комплекс зданий и сооружений на площадке строительства ММДЦ "Москва-Сити" (участки 11, 14, 15).

На участке 11 возводится транспортный терминал с 30-ти и 40-этажными высотными зданиями и 16-этажной гостиницей, объединенными общим 7-этажным подземным пространством.

Институтом разработан проект ограждающих конструкций котлована из буросекущих свай диаметром 1000 мм, длиной 32 м. Устойчивость ограждающих стен обеспечивается 3-5-ярусными грунтовыми анкерами с расчетным усилием 50-95 тс.

На участке 14 возводится 72-этажное высотное многофункциональное здание со стилобатной частью и 5-этажным подземным пространством.
Институтом разработан проект фундамента здания, который состоит из железобетонной плиты толщиной 4,35 м, опирающейся на буронабивные сваи, заглубленные в слой известняков. Сваи диаметром от 900 до 1500 мм, длиной 20 м. Расчетная нагрузка на сваи от 1800 до 2500 тс.

На участке 15 возводится комплекс административных зданий, состоящий из 4-х сблокированных 71-этажных частей с 5-этажным подземным пространством.

Институтом разработан проект фундамента здания, состоящего из железобетонной плиты толщиной 4,0 м, опирающейся на буронабивные сваи, заглубленные в слой известняков. Сваи диаметром от 1000 до 1500 мм, длиной 20 м. Расчетная нагрузка на сваи от 2100 до 3000 тс.

2. Жилой комплекс на 223 квартиры с общественно-культурным блоком и гаражом в 19 квартале ЗАО по просп. Вернадского, вл. 37-39.

Комплекс состоит из двух, 33-х и 20-этажного, жилых корпусов и двухуровневого гаража. Жилые корпуса объединены между собой стилобатом.

Институтом разработаны проекты:

  • - ограждающих конструкций котлована из металлических завинчиваемых свай диаметром 325 мм и длиной 9-13 м;
  • - плитные ростверки свайных фундаментов жилых домов;
  • - свайные фундаменты с применением забивных железобетонных свай для общественно-культурного блока и гаража.

3. Антенные опоры башен связи МТС (мобильные телесистемы).

Антенные башни связи МТС – высотные конструкции из металлических трубчатых элементов высотой от 50 до 120 м. Башни расположены на 3-х и 4-х опорах. Площадки строительства опор расположены в различных регионах России и характеризуются различными грунтовыми условиями, в том числе наличием большой толщи насыпных, просадочных, слабых грунтов и др.

Институтом разработаны проекты различных вариантов фундаментов на естественном основании и свайных фундаментов с применением забивных и бурозабивных свай для различных регионов, в том числе Ростовской, Саратовской, Волгоградской, Ярославской, Архангельской, Тульской и др. областей.


4. Жилые корпуса в районе Лианозово.

Высотные здания (свыше 75 м) с 2-этажными подземными гаражами в сложных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях.

Институтом разработаны проекты фундаментных конструкций (плитно-свайных) и пристенных дренажей.

5. Лечебный корпус на территории ГНЦС и СП им. В.П. Сербского.

Корпус с одноэтажной подземной частью, расположенный вблизи жилого дома и трех корпусов института им. В.П. Сербского.

Институтом разработаны проекты ограждающей конструкции котлована и защитных мероприятий (геотехнического барьера).

6. Подземный гараж-стоянка лечебно-клинического корпуса больницы им С.П. Боткина.

Институтом разработан проект ограждающей котлован конструкции ("стена в грунте") и распорной системы. Протяженность ограждающей конструкции более 700 м. Экскавация грунта из котлована производится методом "semitop-down" с центральным ядром из конструкций подземной части и периметральными земляными пригрузочными бермами.

Институт принимает заказы на проектирование:

  • Ограждающих конструкций котлованов, в том числе глубиной более 15 м, возводимых с применением современных конструкций и техники.
  • Несущих каркасов подземных частей зданий различного назначения и подземных сооружений.
  • Фундаментных плит различной конфигурации.
  • Плитно-свайных фундаментов.
  • Фундаментов мелкого заложения на естественном основании. ·
  • Свайных фундаментов.
  • Усиления фундаментов и укрепления грунтов оснований. ·
  • Гидроизоляции фундаментов и стен зданий и сооружений.
  • Водопонижения и дренажных систем.
  • Противофильтрационных завес.
  • Защитных мероприятий для зданий от влияния различных факторов, в том числе от производства земляных работ, водопонижения, вибрации.
  • Экологических барьеров для защиты грунтовых массивов и вод от вредных стоков промышленных предприятий и агрокомплексов.

Принимаются также заказы на оптимизацию проектных решений «нулевых циклов» различных объектов.