Научно-техническое сопровождение строительства

Научно-техническое сопровождение проектирования и строительства – комплекс работ научно-методического, экспертно-контрольного, информационно-аналитического и организационно-правового характера, осуществляемых НИИОСП для обеспечения качества и безопасности работ в процессе изысканий, проектирования и строительства, а также последующей безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

НИИОСП первым из организаций Московского строительного комплекса начал выполнять услуги по комплексному научно-техническому сопровождению в области устройства оснований, фундаментов и подземных сооружений для наиболее значимых и уникальных объектов городского строительства.

К задачам научно-технического сопровождения, решаемым Институтом на всех стадиях строительного производственного процесса от изысканий до сдачи объекта в эксплуатацию, относятся:

  • анализ концепции освоения подземного пространства во взаимосвязи с другими объектами городского строительства;
  • экспертиза программ инженерно-геологических изысканий;
  • прогноз изменений инженерно-геологических и гидрогеологических условий в связи со строительством;
  • прогноз влияния строительства на существующую застройку;
  • определение необходимости и выбор видов защитных мероприятий;
  • проведение расчетов, выходящих за рамки методик нормативных документов;
  • разработка программ и выполнение комплексного мониторинга в процессе строительства;
  • интерактивное проектирование, включающее в себя сопоставление результатов прогноза взаимного влияния объекта и окружающей среды с результатами наблюдений и принятие при необходимости на этой основе корректирующих решений.

Наиболее крупные объекты Москвы, на которых НИИОСП выполнял и выполняет научно-техническое сопровождение проектирования и строительства, приведены ниже:

1. ТРК «Охотный ряд».

Торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади – крупнейший в Европе (на момент его сооружения) подземный объект гражданского строительства. Его площадь в плане – более 57 тыс. м2, максимальная глубина подземной части – 17 м.

Площадка строительства имела сложные инженерно-геологические, гидрогеологические и геотехнические условия (4 горизонта подземных вод, действующие тоннели 3-х линий метрополитена, здания и сооружения исторической застройки).

Постановлением Правительства Москвы в 1994 г. НИИОСП им. Н.М. Герсеванова впервые в нашей стране был назначен ведущей организацией программы комплексного научно-технического сопровождения проектирования и строительства ТРК «Охотный ряд».

В процессе научно-технического сопровождения были решены следующие задачи:

  • Обобщение и анализ результатов инженерно-геологических изысканий и рекомендаций по дополнительным исследованиям свойств грунтов.
  • Прогноз изменения гидрогеологического режима на площадке строительства.
  • Разработка мероприятий по сохранению существующих гидрогеологических условий.
  • Анализ работы и расчёт конструкций, ограждающих котлован, в зависимости от технологии ведения работ, разработка рекомендаций по их устройству.
  • Численное моделирование напряженно-деформированного состояния грунтового массива, прогноз деформаций окружающих зданий и сооружений.
  • Разработка системы мониторинга на строительной площадке, включающей в себя наблюдения за ограждающими конструкциями ТРК, существующими зданиями и тоннелями метрополитена.
  • Экологические исследования и охрана окружающей среды.

Научно-техническое сопровождение позволило обеспечить высокое качество выполненных работ.

2. Центральное ядро ММДЦ "Москва-Сити".

Самый крупный котлован в Европе глубиной 24 м.

Подземный комплекс на участках 5, 6, 7, 8, включает три станции метрополитена и четырехуровневую подземную часть.

Институт выполняет научно-техническое сопровождение проектирования и строительства, в том числе мониторинг площадки строительства.

3. Многофункциональный комплекс зданий "Московский дворец бракосочетания" с подземной автостоянкой на участках 2, 3 ММДЦ "Москва-Сити".

Объект строительства включает: дворец бракосочетания, торговый центр и офисную башню. Офисная башня представляет собой бизнес-центр, включающий 45 наземных этажей и четырехэтажную конструкцию подиума (стилобатной части). Дворец бракосочетания и торговый центр – малоэтажные здания.

Институтом выполнены экспертиза результатов инженерно-геоэкологических изысканий, расчетов и проектных решений фундаментов и ограждения котлована. Произведено техническое сопровождение работ по устройству и испытанию буронабивных свай, выполнена оценка влияния строительства на соседние участки "Москва-Сити".

4. Комплекс зданий Транспортного терминала на участке № 11 "Москва-Сити".

Проектируемый комплекс транспортного терминала включает 30-ти и 40-этажные офисные здания и 16-этажную гостиницу. Здания участка № 11 объединены 7-этажным подземным пространством глубиной 27 м, предназначенным для парковки автомобилей, торговых площадей, площадок мини-метро и др.

Институтом выполнена экспертиза расчетов фундаментов комплекса зданий транспортного терминала, разработаны прогноз влияния застройки участка № 11 на окружающие здания и программа геотехнического мониторинга. Разработаны программы испытаний и технического сопровождения работ по устройству буронабивных свай и грунтовых анкеров.

5. Комплекс "Аквапарк с гостинично-офисным зданием и апартаментами" на участке № 4 ММДЦ "Москва-Сити".

Проектируемый комплекс представляет собой отдельно стоящие Аквапарк и высотное 64-этажное гостинично-офисное здание с заглублением подземной части до 15 м. Свайный фундамент под высотное здание запроектирован в виде свайного поля, объединенного плитой свайного ростверка толщиной 4,5 м. Класс бетона свай по прочности принят В60, для проектируемой фундаментной плиты – В50. Проектом предусмотрена передача на сваи больших нагрузок – 1550…2240 кН.

При научно-техническом сопровождении Института выполнены анализ расчетов и экспертизы проектного решения фундаментов гостинично-офисного здания, утверждение регламентов и ППР на устройство буронабивных свай и программы испытаний свай, прогноз влияния нового строительства на окружающие здания, разработана программа геотехнического мониторинга.

6. Транспортная развязка и досуговый центр "Тверской" (ТДЦ) с подземной четырехуровневой автостоянкой.

ТДЦ "Тверской" имеет сложную конфигурацию в плане, площадью более 70 тыс. м2 и максимальную глубину подземной части – 22 м. Площадка имеет сложные условия строительства и расположена рядом с существующими зданиями, транспортными магистралями и тремя станциями метрополитена.

Институтом при научно-техническом сопровождении выполнена экспертиза проектных материалов, включающих расчеты и проектные решения конструкций ограждения котлована и фундаментов подземной части, прогноз изменений гидрогеологического режима подземных вод, программа геотехнического мониторинга.

7. ЦВЗ «Манеж».

Проектом восстановления здания Центрального выставочного зала (ЦВЗ) «Манеж», наряду с воссозданием исторического облика здания, было предусмотрено устройство под частью здания 2-уровневого подземного пространства.

НИИОСП им. Н.М. Герсеванова в рамках научно-технического сопровождения работ по воссозданию и реконструкции исторического объекта осуществил:

  • - проект усиления фундаментов сохранившихся стен здания для обеспечения возможности выполнения работ по устройству подземной части;
  • - проект крепления стен котлована;
  • - проекты защиты от подземных вод воссоздаваемого здания ЦВЗ «Манеж» и защиты территории Александровского сада

8. Гагаринский тоннель Третьего транспортного кольца

Участок трассы Третьего транспортного кольца Москвы в районе площади Гагарина является подземным и проходит в тоннеле, частично перекрывающем в плане станцию метро «Ленинский проспект».

Основанием дорожного полотна в тоннеле непосредственно над помещением станции метро служит «подземный мост», сооруженный на свайных опорах диаметром 2 м и длиной более 60 м.

Научно-техническое сопровождение проектирования и строительства уникального сооружения, каким является «подземный мост», осуществлено НИИОСП им. Н.М. Герсеванова.

С учетом технологии и последовательности выполнения строительных работ осуществлены расчеты конструкций «подземного моста», разработаны технологические регламенты на выполнение работ по устройству его буронабивных свай-опор, а также осуществлён геотехнический мониторинг.

9. Подземный комплекс на площади Павелецкого вокзала

Многофункциональный комплекс на площади Павелецкого вокзала – многоуровневое подземное сооружение с антресольным этажом.

Комплекс сооружается на площади более 30 тыс. м2 и частично перекрывает в плане зону, в которой расположена станция метро «Павелецкая».

Защита зданий и сооружений, оказавшихся в зоне влияния работ по строительству подземного комплекса, осуществляется устройством наружных стен возводимого сооружения по разработанной в НИИОСП им. Н.М. Герсеванова технологии «стена в грунте».

В составе работ по научно-техническому сопровождению строительства, выполняемых Институтом:

- обследование и мониторинг состояния зданий и сооружений в зоне влияния строительных работ;

- расчеты по оценке влияния строительства подземного комплекса на здания и сооружения существующей застройки.

10. Гостиница «Москва»

Проектом воссоздания гостиницы «Москва» в г. Москве предусмотрено устройство 2-х и 4-х уровневого подземного пространства.

В зоне негативного влияния геотехнических работ на воссоздаваемом объекте – группа зданий и сооружений исторической и новой застройки центра Москвы, включая здания Государственной Думы, Государственного Исторического музея, ТРК «Охотный ряд» и др.

В связи с работами по воссозданию гостиницы Институтом разработаны и реализованы программы геотехнического мониторинга и мониторинга гидрогеологического режима территории.

Разработаны также прогнозы деформаций оснований воссоздаваемого здания, зданий и сооружений примыкающей застройки и прогноз изменений гидрогеологического режима территории.

Разработаны проекты защиты от подземных вод.

11. Отель «Ритц Карлтон»

Строительство 8-11-этажного здания отеля «Ритц Карлтон» с многоуровневой подземной автостоянкой осуществлялось методом «top-down» на месте бывшей гостиницы «Интурист».

В зоне влияния геотехнических работ при сооружении отеля оказалась группа зданий исторической застройки, в т.ч. здание театра им. М.Н. Ермоловой.

В рамках научно-технического сопровождения строительства отеля НИИОСПом им. Н.М. Герсеванова для здания театра разработаны проекты усиления фундаментов и укрепления контактов «фундамент-грунт».